Недавно прочитал, что Netflix, которые делают сериал по "Ведьмаку" Сапковского, подыскивают на роль Цири азиатку или афроамериканку. Девушек с белой кожей, насколько я понял, не рассматривают принципиально, несмотря на то, что в книге Цири описывается как девушка с пепельными волосами и огромными зелеными глазами, а мир саги о Ведьмаке больше всего напоминает Восточную Европу. Кроме всего прочего, это Средневековье, когда никакого мультикультурализма не существовало, а человек с выделяющейся внешностью мгновенно идентифицировался, как чужак и враг (кстати сказать, Сапковский в своей саге очень много говорит о ксенофобии, причем показывает он ее правдиво и реалистично, безо всяких розовых соплей).
Короче говоря, решение сделать Цири темнокожей либо азиаткой никак не связано ни с миром, ни с сюжетом книги, это чисто политический жест. Создательница предсказуемо столкнулась с массой недовольных в Твиттере и в результате удалила свой аккаунт со словами, что у нее нет времени на ненависть, ей нужно делать сериал. Сапковского спросили, что он думает о кастинге актрисы, и он сказал, что он всецело одобряет условия кастинга, а в его книге, мол, нигде не уточняется цвет кожи персонажей (интересно, почему? Делайте ваши ставки - либо пан Сапковский был уверен, что его читатели без всяких уточнений догадаются, что девушка в сревневековом квази-европейском городе - конечно, темнокожая, либо у него даже мысли никогда не возникала, что кожа персонажей его книги может быть не белой, третьего тут просто не дано).
Знаете, что для меня самое раздражающее и неприемлемое в этой ситуации? Те люди, которые бесновались в Твиттере - бог с ними, очень может быть, что большинство из них - действительно обыкновенные расисты, у которых, как говорится, припекло. Но я не понимаю, почему в тех случаях, когда возникают подобные конфликты, автор книги должен простираться ниц, целовать папскую туфлю и уверять, что он совсем не то имел в виду. Почему не сказать - да, разумеется, вы можете взять на роль Цири, Гермионы или Белого стрелка Роланда Дискейна цветных актеров, но в оригинале они были белыми? На мой взгляд, это вопрос давления и страха - того страха, который когда заставлял советских писателей публично каяться с трибун и распинать себя и свои книги в покаянных письмах в "Правду". Градус, разумеется, пока еще не тот, но чувство - то же самое: если скажу что-то недостаточно ортодоксальное и правоверное, то окажусь изгоем и врагом всего прогрессивного человечества, и никто там уже не станет разбираться в моих чувствах и мировоззрении, поскольку всех интересует лишь одно - _на чьей ты стороне_. И чтобы доказать, что ты на нужной стороне, уместно все - перевирать свои же собственные мысли, закрывать глаза на здравый смысл, унижаться, кланяться, "я - ваш! Я - с вами! Я такой же, как и вы!".
Это момент, когда поддержка некоей идеологии уже не может быть свободной, независимой и, следовательно, частичной - ведь свободный человек всегда хоть в чем-нибудь да разойдется с общей точкой зрения, это естественный процесс. Поддержка превращается в капитуляцию, согласие с идеологией должно быть полным, рабским, безусловным. И при этом - непременно искренним... советские писатели на этой почве доходили до неврозов и самоубийств. И рассуждения о том, что "в моей книге не написано, какого цвета кожа персонажей" - это, как хотите, невротическая, нездоровая реакция. Так говорить способен только человек, который чувствует себя прижатым к стенке. И у него есть на то причины - потому что, если автор осмелится сказать, что его главные герои - люди с белой кожей, я уже не говорю о большем - что он лично предпочел бы, чтобы исполнительницу главной роли подбирали исходя из описаний, данных в книге, то его затравят за расизм, затопчут и публично оплюют. Экранизацию отменят, книги перестанут покупать, он превратится в парию. И если кто-то радуется - молодец, Сапковский, молодец, какой-нибудь еще Иван Иванович, поддержал прогрессивную повестку, дал отпор расистам, гомофобам и тому подобным негодяям, то давайте спросим у себя, чему мы радуемся: искренней поддержке нашей точки зрения - или все-таки тому, что мы способны оказать давление на человека, вынудив его оправдываться, говорить не то, что есть, и просто лгать?
Наслаждаться чьей-нибудь поддержкой, не задумываясь о ее природе, вообще приятно и легко, это вам даже Путин подтвердит, но согласитесь, что "я ничего не говорил про расу персонажей" - это самооправдания (причем довольно неуклюжие), и это - ложь, а заниматься словесной эквилибристикой и врать люди обычно начинают там, где они чувствуют себя в опасности. А если так, значит, в опасности мы все, поскольку победители Дракона часто превращаются в Дракона.